Rambler's Top100
ГлавнаяАрхитекторыВладельцы и Гости Путеводитель

Династия архитекторов Жилярди

      В истории русского искусства известно 8 представителей семьи Жилярди – архитекторов, живописцев, скульпторов. Итальянцы по национальности. Жилярди были уроженцами Швейцарии – селения Барка, провинции Монтаньола Тессинского кантона. На рубеже XVIII-XIX вв. эта территория входила в состав Священной Римской империи германской нации. Земляком семьи Жилярди был К.И. Росси.

     В усадьбе князей Голицыных Влахернское-Кузьминки под Москвой работали трое из восьми представителей художественной династии: старший - Джованни-Батиста, или Иван Дементьевич (1755-1819гг); его сын – Доменико, или Дементий Иванович (1788-1845г), а также двоюродный двоюродный брат Доменико – Алессандро, или Александр Осипович (1808-1871гг) Жилярди.

     Фрагмент интерьера Египетского зала Померанцевой оранжереиРоспись Египетского зала Померанцевой оранжереиЖилярди-отец учился архитектуре в Австро-Венгрии, работал во Франции, в Польше, в Италии, откуда и прибыл по приглашению архитектора Дж. Кваренги в Санкт-Петербург в 1797году Дж.-Б. Жилярди проработал в Российской империи в общей сложности 31 год. В 1798г. он переехал на жительство в Москву, где Комиссия каменных дел развернула крупное общественное строительство. В Дж.-Б. Жилярди стал главным архитектором по эксплуатации московского Воспитательного дома Ведомства общественного призрения императрицы Марии Федоровны. Очевидно, что Дж.-Б. Жилярди был хорошим декоратором, но посредственным архитектором, поскольку первоначально, он контролировал строительство, осуществляемое по проектам других архитекторов: Странноприимный дом графа Шереметева на Сухаревке (проект Джакомо Кваренги), Московский Воспитательный дом (проект К.И. Бланка), особняк Демидовых на Старой Басманной (проект М.Ф. Казакова). По аналогии с этим, Дж.–Б. Жилярди работал в усадьбе Кузьминки по проектам А.Н. Воронихина. Из самостоятельных проектов Дж.-Б. Жилярди можно назвать приют в Кудрине , ныне в нем находится Медицинская академия усовершенствования медперсонала. «Вдовий дом».

     Вдовий домВ подмосковной князей Голицыных Дж.-Б. Жилярди проработал 20 лет с1998г по 1818гг. По проектам А. Н. Воронихина, работавшего в тот период в Павловске и Царском Селе и присылавшего в имение Голицыных свои чертежи, Дж.-Б. Жилярди были созданы павильон «Мельничный флигель», «Мост на плотине» со скульптурами «Времена года» (предположительно была выполнена скульптором С.С. Пименовым, создавшим надгробие князя М.М. Голицыну на Донском кладбище Москвы), кухню «Египетский флигель» и «Арочный мостик» перед Господским двором. Как опытный художник-монументалист Дж.-Б. Жилярди выполнил по рисункам А.Н. Воронихина росписи в «Египетском зале» «Померанцевой оранжереи».Ротонда В конце XVIII- начале XIX вв. автором здания или росписи считался не исполнитель, а создатель эскиза. Влахернская больница и тополиная аллея К самостоятельным постройкам Дж.-Б. Жилярди относятся «Приказчиков» и «Людской флигели» (1802-08ггг), «Влахернская больница» на Слободке (1808-1809гг), разобран «Птишный двор», замененный «Кузней» (1813г). В 1819г. по состоянию здоровья Дж.-Б. Жилярди взял отставку и навсегда уехал в Швейцарию.

      Доменико Жилярди сменил своего отца в должности главного архитектора усадьбы Кузьминки. Жилярди-сын приехал в Москву в 11-летнем возрасте в 1799г. В 1802г года он отправился в Санкт-Петербург и поступил учиться в Академию Художеств, где его наставниками стали профессора А.Н. Воронихин, Ж. Шарлемань, Карл Скотти. В 1803г. Д. Жилярди был приглашен императрицей Марией Федоровной работать в Павловск, где в это время работал и А.Н. Воронихин. В 1814г на пособие императрицы Марии Федоровны Д. Жилярди был отправлен в Италию для обучения в Миланской Академии искусств. По возвращении в Россию за создание павильона «Белый зал» в Павловске Д. Жилярди получил звание почетного академика петербургской Академии художеств. В 1811г он появился в усадьбе кузьминки в качестве помощника своего отца –Дж.-Б. Жилярди. В 1817-1818гг принимал активное участие в восстановлении Москвы после пожара 1812г, по его проектам восстанавливались Московский университет, Воспитательный дом, главным архитектором которого он стал после отъезда отца, подвергшейся взрыву колокольни Ивана великого в Кремле, дворец графов Разумовский на Тверской улице . В это время вокруг Д. Жилярди сформировался тесный кружок помощников, позже превратившийся в художественную «школу Жилярди». В окружении молодого мастера появилась фигура М.Д. Быковского, совместно с которым Д. Жилярди под руководством О.И. Бове занимался реставрацией церквей в Заяузье, в том числе восстанавливал совместно с М. Д. Быковским храм Николы Чудотворца в Котельниках , в подклети которой захоронены владельцы Кузьминок бароны Г.Д. Строганов с супругой М.Я. Строгановой (урожденной Новосильцевой) и А.Г. Строганов и две его жены Д.В. Строганова (урожденная Шереметева) и Е.В. Строганова (урожденная Дмитриева-Мамонова) – предки князя С.М. Голицына.

     Опекунский совет Воспитательного дома В 1823-1826 годах по заказу Ведомства общественного призрения Марии Федоровны Д. Жилярди спроектировал и построил на ул.Солянка в Москве здание Опекунского совета Воспитательного дома , из частных особняков им были построены дома князя Гагарина на ул. Поварской (с конным Манежем) и на ул. Петровке, для Луниных на Никитском бульваре, перестраивал в 1817 году Строгановскую дачу на Яузе. Д. Жилярди, как и другие архитекторы. Работал по заказам разбогатевшего купечества, в частности строительство одной из последних в Москве крупных усадеб «Высокие горы» на Яузе для фабрикантов Усачевых-Найденовых.

     Вплоть до 1832г. архитектор работал в усадьбе Голицыных Кузьминки и создал в ней самые монументальные и парадные сооружения: реконструировал Конюшенный двор, создав уникальные по красоте Манеж,Манеж в Кузьминках жилые флигеля и «Музыкальный павильон или Храм Аполлона» (1817-23гг), павильон «Грот» (1811г), спроектирован ландшафтный объект «Дорожка Променад» и реконструирован в стиле ампир павильон «Ванный домик» (1820гг), заново обустроил комплекс на острове Нижнего пруда, заменив «Березовый домик» на «Китайскую беседку» (1827г) и выстроив 2 мостика из дикого камня.

     Чугунные ворота в Кузьминках По оригинальному проекту Д. Жилярди 800-метровую стрелу московского проспекта на всем протяжении украсили чугунные тумбы с цепями и рабатки из роз. В 1820г Д. Жилярди построил на Слободке «Прачешный» и «Большой слободской» флигели, а также спроектировал «Церковнослужительский» флигель, придав комплексу черты ампирного ансамбля. заново оформлена круглая пристань, получившее название «Львиная» (1830-е гг), спланировал Английский (Нижний) сад (1820-е гг), «Английскую дорожку» для верховой езды (1828-32гг), спроектировал 2-й (во имя Сергия Радонежского) придел храма Иконы Влахернской Божией матери (1829г), между Нижним и Китайским прудами выстроил беседку «Ротонда» для размещения скульптурного памятника императрице Марии Федоровне, посетившей Кузьминки в 1828г., построил беседку «Пропилеи» (1830г).Беседка Пропилеи Для благоустройства территории на слободке Д. Жилярди спланировал «Тополевую аллею» (1828-32гг). Среди мелких построек Д. Жилярди можно отметить строительство южной пристани на Верхнем пруду.

     Обелиск в честь визита Александра II в КузьминкиВенцом деятельности Д. Жилярди стало создание парадного въезда в усадьбу с «Чугунными воротами», по модели петербургского архитектора К.И. Росси – друга семьи Жилярди (1830г). Прослужив у князя С.М. Голицына 21 год Д. Жилярди вернулся в Швейцарию. При создании ансамбля Кузьминок, вопреки сложившейся традиции, когда доминантой комплекса служил московский проспект, Д. Жилярди перенес акцент на линию каскадных прудов, с тех пор считающихся ядром усадьбы.

     Александровское военное училище в Москве Для творчества Д. Жилярди характерны архитектурные приемы лоджия с портиками греко-дорического ордера, сложный антаблемент, использование барельефов, рустовка стен и наличие замкового камня над окнами. Сооружение «Музыкальный павильон или Храм Аполлона» в Кузьминках внесено во все архитектурные справочники, как лучший образец «московского ампира».

     Алессандро Жилярди стал преемником двоюродного брата, заняв пост главного архитектора московского Воспитательного дома (1827г) и архитектора Ведомства общественного призрения (1832г). Костел Святого Людовика в МосквеА.О. Жилярди приехал в Москву в 14-летнем возрасте и стал учиться изобразительным искусствам в «Школе Жилярди» при Воспитательном доме. В усадьбе Кузьминки А.О. Жилярди по проекту Д. Жилярди построил «Церковнослужительский флигель» на слободке, перестроил комплекс «На Садоводстве» с «Домиком садовника», надстроен бельведер на павильоне «Померанцевая оранжерея» (1836г), расширена «Молочная ферма» (1838г), по его проекту у Чугунных ворот был установлен обелиск в честь посещения Кузьминок императором Александром II (1838г), созданы мосты «Плашкоутный» на верхнем пруду и «Чугунный» на Нижнем пруду (1838г), а «Музыкальный павильон» на конюшенном дворе декорирован скульптурами П.К. Клодта «Кони с вожатыми» (1841г). Самостоятельной постройкой А.О. Жилярди в кузьминках является «Полуденовская дача» , а в Москве – больница общины «Утоли моя печали» в Лефортове (1838г), католический костел Святого Людовика (1839-40гг) в Милютинском переулке в комплексе со зданием Екатерининского католического училища.
Музыкальный павильон

О других архитекторах Кузьминок
На главную
Написать автору

Oт автора Ссылки
Rambler's Top100
Хостинг от uCoz