Главная | Архитекторы | Владельцы и Гости | Путеводитель |
Родион Родионович Казаков
(1754-1803гг).
     Родион Родионович Казаков родился в Москве в Староваганьковском переулке в семье мелкопоместного дворянина, служившего артиллеристом в Кремле. В 16-летнем возрасте поступил в Архитектурную школу Экспедиции Кремлевского строения (ЭКС) Московского отделения Сената, руководимой в то время В.И. Баженовым. Представитель зрелого («строгого») московского классицизма. Ученик и однофамилец архитектора Казакова М. Ф.
     В качестве ученика (гезеля) под руководством М.Ф. Казакова участвовал в создании макета Большого Кремлевского дворца, спроектированного В.И. Баженовым. В составе архитектурной команды занимался разборкой ветхих строений Кремля с составлением их обмерных чертежей в 1770-73гг. В 1774г. был рекомендован М.Ф. Казаковым начальнику ЭКС сенатору М.М. Измайлову , как наиболее перспективный из учеников, для участия в строительстве Пречистенского дворца Екатерины II в Москве. Дворец получил черты раннеклассической постройки. Р.Р. Казаков был привлечен к работам, как лепщик, хорошо знавший «Правила пяти классических ордеров». За эту работу Р.Р. Казаков получил в качестве поощрения чин сержанта.
     В 1776г. стал автором проекта деревянного загородного дворца Екатерины II на Воробьевых горах . Особенностью проекта стало использование маркированных бревен, оставшихся в результате разборки Пречистенского дворца. По сохранившимся описаниям постройка была своеобразна: располагалась на самой высокой точке Москвы, имела пропорции и декор классического характера, была украшена бельведером – вышкой-маяком для навигационных нужд на изобиловавшей речными отмелями Лужнецкой излучине Москвы-реки. За архитектурно-инженерный проект Нововоробьевского дворца Р.Р. Казаков получил, согласно «Табели о рангах», звание «архитектора».
     В 1774-1802гг. Р.Р. Казаков работал в подмосковной усадьбе князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки», бывая там заездами. Работая над развитием (вслед за архитектором И.П. Жеребцовым) архитектурно-паркового ансамбля Кузьминок, Р.Р. Казаков проявил себя, как талантливый планировщик, в имении им созданы: Московский проспект – главная планировочная ось усадьбы, перестроен в камне комплекс «Служилая слободка». На основе новых эстетических принципов в традициях московского классицизма Р.Р. Казаковым был перестроен храм Кузьминок – церковь во имя иконы Влахернской Божьей матери - что придало постройке светский («павильонный») характер, спроектировал новый Господский дом (дворец), просуществовавший в имении до пожара 1913г, заменил на каменные деревянные постройки Конюшенного двора.
      По заказу владельца Кузьминок архитектор создал ряд архитектурно-парковых микроансамблей, придавших усадьбе мотивы модного в то время сентиментализма: беседку «Галерея» за Верхним прудом, беседку Березовый домик на Щучьем (Китайском) пруду, реконструировал старую мыльню , превратив ее в павильон Ванный домик, декорировал Круглую двухъярусную белокаменную пристань на Верхнем пруду балюстрадой и лепными вазонами, спроектировал для Нижнего парка оранжерейный комплекс «На садоводстве» с «Домиком садовника».Как инженер-гидравлик Р.Р. Казаков заложил основу создания системы каскадных прудов Кузьминок – перекрыл реку Голедянку второй плотиной – каскадом «Пять мостиков» , в результате чего сформировался Нижний Кузьминский пруд, спроектировал копаный Китайский (Щучий) пруд, соединив его каналом с руслом реки.
     В 1782-92гг Р.Р.Казаков в числе других мастеров ЭКС работал на юге России по заказам наместника Новороссийского края фаворита Екатерины II князя Г.А. Потемкина, проводившего колонизацию недавно присоединенных земель. Одновременно в Москве по его проектам велось строительство крупных особняков и культовых сооружений. Принимал участие в строительстве Лефортовского дворца Екатерины II.
     В 1782-96гг в Алексеевской слободе - классический храм Мартина Исповедника (в честь Австро-русского союза против Турции 1781г) , храм имеет высоту 50 м, его звонница 73м.
     В 1785-99гг – не сохранившаяся звонница Спасо-Андроникова монастыря высотой 79 м. Рядом со звонницей, в одном с ней стиле, был построен особняк со службами «именитого человека» городского головы Петра Хрящева, в связи с чем, как отмечают специалисты, на Андрониевской площади в Москве появился первый классический ансамбль.
     В 1793-96гг – дача графов Строгановых на Яузе (Волочаевская ул, д 38). В 1799г – дворец горнозаводчика И.Р. Барышникова в Заяузье (ныне Яузская больница), особняков князей Н.Ф. Голицына на Покровке, С.Б. Куракина на Басманной, В.И. Долгорукова на Пречистенке. В 1801г – храм Варвары Великомученицы в Зарядье. Все культовые постройки декоративны и носят ярко-выраженные светские черты. Типичными элементами всех построек Р.Р. Казакова являются наличие ротонды-бельведера и использование римско-дорического ордера . Р.Р. Казаков был и одним из первых русских теоретиков архитектуры.
     Совместно с М.Ф. Казаковым в 1790-1800 гг. он работал над созданием шести книг «Альбома партикулярных строений города Москвы» - своеобразного каталога построек московского классицизма. В «Альбом» вошло описание 103 московских особняков, более 360 их чертежей и планов. Большая часть изобразительного материала была создана Р.Р. Казаковым, признанным лучшим графиком рубежа XVIII – XIX вв. Чертежи поступали на хранение архива «Чертежная» при Оружейной палате московского Кремля. В 1801г Р.Р. Казаков стал директором «Чертежной». Собственный дом Р.Р.Казакова находился в Немецкой слободе на гороховом поле, где он жил по соседству с архитектором Ф. Кампорези, изобразившим. В частности на одной из акварелей Нововоробьевский дворец постройки Р.Р. Казакова. Архитектор вел преподавательскую работу, занимая должность директора Архитектурной школы Кремля (по совместительству главного архитектора ЭКС). По мнению специалистов, приглашение Р.Р. Казакова на работу архитектором усадьбы кузьминки не было случайным: его рекомендовал владельцам Влахернского их родственник – князь Д.А. Голицын, русский посол в Париже, философ, друг Дидро и Гельвеция, один из сотрудников «Энциклопедии» Вольтера. В рукописном виде до нас дошел трактат Д.А. Голицына «О пользе и славе художеств» , где изложены популярные в эпоху Екатерины II идеи «просвещенного абсолютизма», положенные Р.Р. Казаковым в основу планировочных идей ансамбля усадьбы Кузьминки.
О других архитекторах Кузьминок
На главную
Написать автору
Oт автора | Ссылки |