Главная | Архитекторы | Владельцы и Гости | Путеводитель |
Виртуальная экскурсия по усадьбе Кузьминки
     Усадьба Строгановых-Голицыных Влахернское –Кузьминки впервые упоминается в архивных документах в XIV в. под именем «село Мельница». Под термином «село», как правило, подразумевалось в те времена поселение, где стоял храм (поселение без наличия храма называли «деревня»), поэтому можно предположить, что неподалеку от водяной мельницы стояла церковь во имя Козьмы и Дамиана, отчего поселок впоследствии стал зваться «Кузьминки». В XVIII в. в селе построили новый деревянный храм во имя иконы Влахернской божьей матери, что породило второе название усадьбы – «Влахернское».
      С 1830-х гг. въезд в усадьбу открывал портик – «Чугунные ворота», которые были отлиты под руководством известного архитектора Д. Жилярди по модели великого арх. К.И. Росси. По проекту Д. Жилярди главная въездная Липовая аллея усадьбы на всем протяжении (около 800м) была украшена чугунными тумбами с двойными цепями.
      Въездные ворота усадьбы Кузьминки представляли собой великолепный образец чугунолитейного искусства, копию Николаевских ворот в Павловске (имении императрицы Марии Федоровны). Ворота Кузьминок, трехпролетные, представляли собой двойную дорическую колоннаду, из четырех пучков колонн, завершенных аттиком. На отливку ворот пошло 288 тонн чугуна. Чугунные ворота венчал скульптурный герб князей Голицыных, который отливался, предположительно, в мастерской скульптора Сантино Кампиони по модели другого скульптора Ивана Петровича Витали. Герб состоял из прямоугольного щита с щитодержателями-грифонами по сторонам. Поле щита делилось по горизонтали на 2 части. Верхняя часть содержала изображение всадника, что должно было напоминать о происхождении рода Голицыных от великого литовского князя Гедимина. Нижняя часть, в свою очередь, делилась на 2 вертикальных поля с изображениями, повествовавшими о подвигах рода. Герб венчала великокняжеская корона. Предки князей Голицыных прибыли в Москву на службу ко двору великого московского князя Василия II – сына Дмитрия Донского в 1408г.
      Парк усадьбы в целом изобиловал чугунными изделиями: около 200 чугунных «диванчиков», разнообразные ограды и решетки, декоративные торшеры, скульптуры львов и грифонов, конные статуи, быки. Чугун был «модным» и очень пластичным материалом – из него легче было создать самые капризные сложные формы, чем из мрамора или гранита. Чугун стал широко применяться для создания решетчатых оград и декоративных статуй уже с XVIII в. В этом отношении особенно показательны Санкт-Петербург и его пригороды, богатые чугунными изделиями: ограда Летнего сада, ограда Казанского собора, ограждения набережных рек Мойки и Фонтанки
      Первые въездные ворота, подобные кузьминским, были сооружены в 1817г. в Царском Селе арх. В.П. Стасовым. Они были заказаны императором Александром I в память Отечественной войны 1812г и известны под названием «Любезным моим сослуживцам». В 1826г. по проекту арх. К.И. Росси в Павловске были установлены торжественные чугунные ворота, заказанные императором Николаем I, как подарок своей матушке императрице Марии Федоровне. Впоследствии в 1832г они были повторены в подмосковных Кузьминках. Самым крупным архитектурным сооружением, собранным из металлических частей, являются Триумфальные Ворота у Московской заставы в Санкт-Петербурге, созданные в 1838г арх. В. П. Стасовым. Технические достижения в строительстве и архитектуре XIX в. в России стали возможны благодаря росту металлургической промышленности. Уже к началу века на Урале действовало более 100 заводов черной металлурги, которые все увеличивали выработку чугуна и железа. А в связи с развитием железнодорожного транспорта второй половины XIX в появилась прокатная сталь и возможность создания стальных строительных конструкций. Основоположниками чугунолитейной промышленности России были именитые люди Строгановы – предки владельцев усадьбы Кузьминки. Напоминанием об оформлении парадного въезда в Кузьминки служит название прилегающей к усадьбе улицы – Чугунные ворота.
      Мы проходим по въездной Липовой аллее усадьбы, имевшей и другие названия: Влахернская перспектива (XVIII в) и Московский проспект (XIX в). Она делит парк усадьбы на регулярную и пейзажную части. Парк создавался целым штатом садовников (около 40 человек) под руководством главных садовников Йогана Шнейдера и Андрея Гоха. В современной краеведческой литературе регулярную (созданную по правилам, «регулам») часть парка принято именовать «Французским садом», думается, что это неверно. Планировка этой части парка - круглая площадка с 12-ю расходящимися прямыми лучами-аллеями, скорее напоминает «зверинцы» XVIII в, служившие местом охоты. В центре такого участка парка ставили беседку – охотничий домик – где с ружьями в засаде сидели участники охоты, егеря оцепляли участок парка (в сегмантах которого паслись олени и кабаны) и шумом гнали животных навстречу охотникам, которые в упор расстреливали перепуганных зверей. Так охотились в «галантном» XVIII веке. Остатки подобных «зверинцев» можно видеть в Измайлове и Кусково. Известно, что заядлыми охотницами были императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Императоры Петр I и Александр II предпочитали балы, обеды, катание по воде и фейерверки. Площадь регулярной части парка усадьбы – более 20 га.
      Пейзажный, или Английский, парк усадьбы Кузьминки был спроектирован арх. Д. Жилярди в 1811-1820гг. и был предназначен, преимущественно, для пешеходных прогулок. Медицина XIX в. в качестве лекарства от всех болезней предписывала «моцион» или «променад» на свежем воздухе. Кроме того, самая модная педагогическая система, созданная Ж.-Ж. Руссо, предполагала для подрастающего поколения обязательное общение с природой (где все естественно). Считалось, что нравственность можно воспитать только на лоне природы. Поэтому гости усадьбы Кузьминки много гуляли пешком. В связи с этим, Английский парк усадьбы представлял собой сеть извилистых тропинок с видовыми площадками – смена впечатлений при каждом повороте тенистой аллеи и наличие водоемов была обязательным требованием при создании пейзажного парка.
      Мы выходим на площадь перед Влахернским храмом. Ее ансамбль таков: одноглавая церковь с колокольней, господский дом напротив, господский двор с подпорной кирпичной стенкой и чугунной решеткой со львами, слева- перспектива тополевой аллеи, справа – перспектива Верхнего Кузьминского пруда, за которым просматривается Конюшенный двор с Музыкальным павильоном.
      Мы могли бы увидеть северный (парадный) фасад господского дома. Деревянное здание было построено на самом высоком месте усадьбы – на 7-ми метровой высоты холме – еще в начале XVIII в именитыми людьми Строгановыми. Позже его перестроели на рубеже XVIII – XIX вв. по заказу князя Михаила Михайловича Голицына, получившего усадьбу Кузьминки в приданое за супругой-баронессой Анной Александровной Строгановой (ее отец Александр Григорьевич Строганов в 1721г по случаю победы над Швецией в Северной войне получил от Петра I звание барона). Какими были «старые хоромы» мы не знаем, сохранилось изображение деревянного «замка» Строгановых в Сольвычегодске .
      По описаниям новые хоромы представляли собой оштукатуренный одноэтажный деревянный дом с антресолями и четырехколоным ионическим портиком. Размеры здания приводятся в саженях, мы переведем их в современную метрическую систему: длина главного фасада – 55 м, бокового фасада – 10 м, высота с фронтоном – 9 м. Среди интерьеров господского дома в Кузьминках источники упоминают Переднюю, Круглый (точнее овальный) зал, Парадную спальню, 2 кабинета, 5 жилых комнат, 2 гостиных. Овальный бальный зал освещался 12 окнами. Парадные и жилые помещения разделялись нешироким коридором, окна жилых комнат располагались вдоль южного фасада и выходили в парк. Поскольку в господском доме Кузьминок во время своего визита к кн. С.М. Голицыну 3 недели (с 26 июня по 16 июля 1826г) жила императрица Мария Федоровна, в литературе здание правомерно называют «дворцом князей Голицыных». К сожалению, дворец сгорел во время пожара 1915г при топке печей с давно нечищеными дымоходами. Обойдя дом, мы увидим южный (парковый) фасад. Здание построено в 1793-99гг, внутренняя отделка велась в 1804-08гг. С южной стороны дворец Голицыных в Кузьминках имел спуск в виде лестниц в сторону Верхнего пруда к Круглой (Львиной) пристани и дорожке «Променад». В первой трети XIX в южный вход в дом фланкировали чугунные «канделябры», декоративные лепные вазы и чугунные львы (такие же парные скульптуры лежали у северного входа в дом). Круглое крыльцо XVIII в на южном фасаде в 1840-х гг. было перестроено в веранду арх. М.Д. Быковским. Через Овальный зал дворца, пересекая усадьбу с севера на юг, проходит главная планировочная ось усадьбы Кузьминки, начинающаяся у места, где были Чугунные ворота, проходящая по линии Липовой аллеи, пересекавшая дворец и Верхний пруд и заканчивавшаяся у заречной беседки «Пропилеи» за Верхним прудом. Такая планировка является подражанием планировке знаменитой усадьбы французского короля Людовика XIV – Версаля, она очень характерна для усадеб эпохи классицизма.
      С именем короля Людовика XIV связан период наивысшего процветания Франции – после длительных войн наступила передышка, дававшая возможность развивать экономику страны. Людовик XIV известен в истории, как король-меценат, он правил 72 года, его правление называют «золотым веком Франции», когда сложилась известная теория «просвещенного абсолютизма», в силу особых исторических условий, столь популярная в Российской империи со времен Екатерины II. При вступлении на русский престол внука Екатерины II –Александра I, по традиции того времени, поэт и сенатор И.И. Дмитриев написал «Оду на восшествие», в которой сравнил Александра с Людовиком и выразил надежду, что его правление станет «золотым веком» для России. Идея приобрела невероятную популярность, и в моду вошло все, что связано с Людовиком XIV, с его романтической эпохой. В подражание «просвещенному абсолютизму» все увеселительные парки стали называть нарицательным именем «версаль», был свой Версаль и у князей Голицыных – это усадьба Кузьминки.
      Въезд на господский двор украшают арочный мостик с 4-мя группами грифонов. Впервые грифоны описаны в «Истории» Геродота. Современные ученые не доверяют этому автору, отмечая, что в его первом в истории человечества историческом труде много фантазии. Геродот писал, что сам он не видел грифонов, но по рассказам жителей Персии, это – огромные в 2 метра ростом животные, от крика которых жухнет трава и умирает все живое. Грифоны жили где-то на севере от Персии (в пустыне Кара-Кумы), где охраняли золото, из которого строили свои гнезда. Из-за связи грифона с золотом, он также считался символом ростовщичества. Вспомним, что дача денег в займы была одним из занятий именитых людей Строгановых, а С.М. Голицын был почетным опекуном московского Воспитательного дома, при котором существовал Опекунский совет, где можно было получить ссуду под залог своего имения. Не о занятиях ли владельцев Кузьминок напоминают грифоны?
      Впервые изображение грифона в усадебной культуре встречается в павильонах Царского Села, где под руководством арх. Чарлза Камерона работал Андрей Никифорович Воронихин – один из создателей ансамбля Кузьминок. В частности, потолок Агатовой комнаты Холодных бань расписан грифонами, возможным автором которых был А.Н. Воронихин. Так или иначе, но усадебная легенда прочно связывает создание грифонов Кузьминок с эскизными рисунками А.Н. Воронихина. По его же рисункам создавались модели «египетских» львов, лежащих на ограде господского двора. Почему египетских, потому, что вместо гривы их головы украшает головной убор египетских фараонов платок-«немес». Египетские мотивы являются составной частью стиля классицизм. Проводником классических традиций в русской архитектуре была Архитектурная школа московского Кремля, созданная в 1749г арх. Д.В. Ухтомским и возглавляемая в конце XVIII в. В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым. Все архитекторы усадьбы Кузьминки, кроме Д. Жилярди, были выпускниками этой школы. Преподавание в школе велось на основе архитектурных трудов древнеримского автора Витрувия – придворного архитектора Юлия Цезаря. Одна из книг Витрувия была посвящена архитектуре Египта (после смерти Юлия Цезаря архитектор работал в Северной Африке). Вероятно, изучение египетской архитектуры и привело к отражению традиций этой архитектурной школы в постройках русских усадеб. Кроме «египетских» львов в Кузьминках имеются «Египетский флигель» (кухня) – он стоит слева от дворца, и «Египетский зал» Померанцевой оранжереи, которую мы увидим с дорожки «Променад».
      Влахернская церковь, расположенная напротив дворца, носит свое название в честь чудотворной иконы, по преданию привезенной в XVII в из пригорода Константинополя (Византия) – Влахерн, по заказу именитых людей Строгановых. В 1720-х гг на месте нынешнего храма стоял деревянный, возможно шатровый, учитывая, что его заказчики Строгановы происходили из Сольвычегодска, с Русского Севера. Каменный храм же строился долго с 1759 по 1784 годы, горел, перестраивался, неоднократно освещался. Как и дворец, храм – типичный образец русского классицизма. Кроме главного престола во имя Влахернской Иконы Божьей Матери, церковь имеет два придела – во имя Александра Невского (заказчик барон Александр Григорьевич Строганов) и Сергия Радонежского (заказчик – его внук, князь Сергей Михайлович Голицын). «Влахернская» икона впервые упоминается в летописи «Повесть Временных лет» - ей поклонялись русские купцы, приезжавшие в Византию. В ансамбль центральной площади усадьбы входят служебные флигели – Приказчиков и Людской. В 1840-х гг они были соединены переходом. Отчего все здание стало называться «флигель Соединение».
      От флигеля «Соединение» начинается Тополевая аллея Кузьминок. Ее название связано с античной легендой, согласно которой сын солнечного божества Гелиоса – Фаэтон – попросил как-то своего отца дать ему на один день управлять колесницей, на которой Гелиос (Солнце) совершает свое ежедневное движение по небосводу. Фаэтон получил свой шанс, но это не пошло на пользу никому - был нарушен привычный ход вещей. Не справившись с могучей квадригой (четверкой) солнечных коней, Фаэтон упал на землю, от солнечного жара земля загорелась, много живых существ было уничтожено. Вмешался Гелиос – отвел своих коней на небо. Фаэтон погиб, а 100 его сестер от горя превратились в тополя. В Древней Греции тополя росли на кладбищах и считались деревьями скорби и траура. В память о Гелиосе и Фаэтоне садовники и архитекторы Кузьминок создали ландшафтный объект «Тополевая аллея». Что интересно, тополей было посажено ровно 100 – по 50 с каждой стороны аллеи. Вдоль аллеи расположилась Служилая слободка. Первоначально флигели на ней были деревянными, в 1820-х гг. построили каменные: Церковнослужительский, Большой слободской и Прачечный. Все флигели когда-то соединялись каменной оградой в стиле «ампир». Слободка – это ансамбль, осью симметрии которого является Большой слободской флигель. Отдельно стоит деревянное здание Влахернской больницы. Увлечение медициной было характерно для дворян XVIII- XIX вв – во многих библиотеках хранились естественнонаучные труды, написанные по-французски, например сочинения одного из первых эволюционистов, академика, Ж.-Л. Бюффона. Владелец усадьбы Кузьминки князь С.М. Голицын был попечителем ряда московских больниц – Голицынской (основана его дядей Д.В. Голицыным), Павловской (названной в честь императора Павла I).
      За Влахернской больницей Тополевая аллея приводит нас к красно-белому зданию Молочной фермы (или Скотного двора). В отличие от до сих пор виденных построек ферма создана в стиле «неоготики». Комплекс, как и все в Кузьминках, первоначально был деревянным, затем перестроен в камень и расширен. Это самостоятельный ансамбль. В центре возвышается главный двухэтажный корпус с двускатной крышей и большим полуциркульным окном на втором этаже фасада. За корпусом «покоем» (буквой «п») располагается вспомогательное здание. Главный корпус назвали «Молочный павильон», он имел богатую внутреннюю отделку мрамором, живописью, ценными породами дерева и служил местом, куда приходили по утрам и приводили гостей полакомиться голицынскими молоком, творогом и сметаной. Это была «игрушечная» ферма, где жили «счастливые пастушки и пастушки», которые встречали посетителей одетыми в нарядные «русские» одежды. Рядом с «Молочным павильоном» в п-образной постройке содержалось «образцово-показательное» стадо из 11 коров и нескольких телят. Животные были чистые и ухоженные. Посетители могли кормить их из рук, не снимая белых лайковых перчаток, а при желании любители острых ощущений, могли их также подоить, используя серебряные ведерки и мягкие пуфики. Общение с животными признавалось полезным с медицинской точки зрения. Слева от Молочной фермы сохранилось русло одного из копаных прудов Кузьминок – прудика «Карасик» (разводили карасей).
      Молочная ферма стоит практически на берегу Верхнего Кузьминксого пруда, по правому (пологому) берегу которого проходит пешеходная дорожка «Променад», по левому (высокому) «Английская дорожка» (для верховой езды). «Променад» был создан в 1811г, «Английская дорожка» - в 1828-32гг. Оба этих ландшафтных объекта характерны для усадебной планировки своего времени, то есть, являлись обязательными элементами любого усадебного ансамбля, с учетом индивидуальности архитектора-создателя. При этом, четко просматривается факт: в 1800-х гг старались быть ближе к природе (гуляли пешком), через 30 лет – предпочитали верховые прогулки. Длина Верхнего пруда – 2 км, следовательно, длина «Променада» такая же. Заканчивался «Променад» у «Мельничного флигеля», где, видимо делали передышку перед прогулкой по «Английскому саду».
      Справа от «Променада» расположен Верхний сад – первая освоенная ландшафтная зона усадьбы Кузьминки. В архивах сохранился перечень растений, высаживавшихся в Верхнем саду. Вообще, слово «сад» означает культурные посадки, в отличие от леса, который рос сам. Лес в XIX в. называли «Сильвия», что значить дикая растительность. В моде были ярусные посадки: верхний ярус – липы и дубы, 2-й ярус – березы и клены, 3-й более низкий ярус – рябина, шиповник, жасмин (чубушник), еще ниже – многолетние цветочные культуры. Самым модным цветком при Александре I (в эпоху классицизма) были розы, при Николае I (в эпоху романтизма и сентиментализма) – анютины глазки (садовые фиалки). Одним из авторов того времени даже была написана сентиментальная повесть «Анютины глазки», давшая название цветку. По характеру Верхний сад, судя по гравюрам австрийского художника Ж.Н. Рауха, рисовавшего усадьбу в 1820-40-хх гг, был типичным английским парком.
      На Верхнем пруду расположен искусственный остров, образованный в результате прорытой протоки, отделившей часть берега. Острова в парках вошли в моду, как дань памяти французскому просветителю Ж.Ж. Руссо, демонстративно жившему в одном из парков Франции в уединении на острове. Ж.Ж. Руссо умер на этом острове, был там же похоронен. С тех пор во всех пейзажных парках устраивали острова с «надгробием Руссо». На острове Верхнего пруда в 1856г. была установлена памятная колонна (не сохранилась) в честь императора Николая I – друга владельца имения князя С.М. Голицына.
      На той части берега Верхнего пруда, которая вдается, в его русло, расположен павильон «Померанцевая оранжерея». Померанцы – собирательное название цитрусовых растений. По мере проникновения в культуру России разных видов цитрусовых «померанцами» называли мандарины, лимоны, апельсины. Особенно модными померанцы стали на рубеже XVIII- XIX вв., когда одна из дочерей императрицы Марии Федоровны (сестра императора Александра I Екатерина Павловна) вышла замуж за принца Оранского (наследника Нидерландских королей). В гербе великой княгини появились померанцы – растения стали модными, их культивировали в каждой усадьбе. «Померанцевая оранжерея» была не только теплицей, это был зал для малых, неофициальных, приемов в узком кругу. Здесь устраивали чаепитие и музицировали на лоне природы в окружении экзотических растений – померанцев, роз и орхидей. Тип концертного зала с зимним садом в XIX в. получил название «воксал» (от английского «воксхолл»). Все английское было в моде в первой половине века.
      За «Померанцевой оранжереей» на берегу пруда расположена Круглая пристань. Создана в 1805-1830 гг. Неоднократно меняла декор. Ныне это – груда белых камней. В прежние времена пристань состояла из 2-х круглых площадок, расположенных в два яруса амфитеатром над водой. Использовалась для устройства фейерверков. Диаметр верхней площадки – 8,5 м, служил причалом для одномачтовой яхты, курсировавшей по Верхнему пруду. Нижний ярус, диаметром 13 м, предназначался для посадки и высадки пассажиров прогулочных шлюпок. В 1800-х гг. пристань украшала балюстрада, мраморные львы, декоративные лепные вазы. В 1830-х годах при ремонте пристани, львы были заменены на чугунных «египетских». Ярусы пристани соединялись полукруглыми лестницами.
      За Верхним Кузьминским прудом хорошо просматривается панорама Конюшенного (Конного) двора. Это целостный микроансамбль, в состав которого входят Манеж, каретные сараи, денники (стойла), фуражные сараи, жилые флигели, ограда. Музыкальный павильон. Музыкальный павильон выполнен из дерева – вертикально поставленных бревен - оштукатурен и производит впечатление каменной постройки. Фасад, обращенный к пруду украшен четырехколонным греко-дорическим портиком со сложным антаблементом. В лоджии портика располагался роговой оркестр, сопровождавший гуляния в усадьбе. Роговой оркестр был изобретен при дворе Екатерины II, его звучание напоминало звучание органа. Работа в оркестре была очень трудоемкой, поэтому в его состав входили только крепостные. С отменой крепостного права исчезли роговые оркестры.
      Верхний пруд заканчивается плотиной, на которой расположен каменный мост и «Домик на плотине». Нынешний облик ансамбль приобрел во второй половине XIX в. В 1810-х гг. на месте «Домика на плотине» (дача) стоял павильон «Мельничный флигель», а мост был украшен алебастровыми скульптурами «Времена года».
      Усадьбу Кузьминки посещало много почетных гостей. Среди них поэт В.А. Жуковский (идейный учитель А. С. Пушкина). Возможно, именно усадьба Влахернсоке-Kузьминки вдохновила поэта на стихотворение «Непостижимое»:
Что наш язык земной пред дивною природой
С какой небрежностью и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разнородное с единством согласила      За плотиной начинается Английский парк Кузьминок, где располагались «Ротонда» с монументом в честь императрицы Марии Федоровны, чугунный обелиск в честь императора Петра I, комплекс «На Садоводстве», Китайская беседка (берёзовая беседка) и еще 2 пруда.
Oт автора | Ссылки |